Анафилактический шок

Анафилактический шок

Анафилактический шок - одно из тяжелых и грозных проявлений острой недостаточности периферического кровообращения.

Развивается в ответ на введение разрешающей дозы антигена белковой или небелковой природы.

Из антигенов небелковой природы наиболее частой причиной анафилактического шока являются лекарственные препараты, в частности антибиотики, рентгеноконтрастные препараты, яды насекомых при ужалении перепончатокрылыми.

Причина Количество пациентов %
Медикаменты 40 34
Укусы насекомых 28 24
Продукты 22 18
Физическая нагрузка 10 8
Латекс 9 8
СИТ (специфическая иммунотерапия) 1 1
Причина неизвестна 8 7
Итого 118 100

Выделяющиеся при этом биологически активные вещества (гистамин, брадикинин, серотонин и др.) повреждают сосудистую стенку с образованием отека и резко снижают АД.

Остро протекает, особенно при парентеральном введении антигена.

Симптомы анафилактического шока

В течение нескольких минут возникают при кардиогенном шоке симптомы:

На фоне гиперемированной кожи появляются высыпания типа крапивницы, отек Квинке, акроцианоз.

При развитии отека легких дыхание становится клокочущим, с кашлем выделяется пенистая мокрота розового цвета.

На ЭКГ признаки перегрузки правых отделов сердца, нарушения сердечного ритма и проводимости, нередко - коронарной недостаточности.

Дифференциальная диагностика лекарственного анафилактического шока проводится с другими реакциями, обусловленными побочным действием лекарственных препаратов и проявляющимися помимо кожных реакций выраженной вегетососудистой дистонией с гиперемией кожи лица, шеи, туловища, кожным зудом, кратковременным обморочным состоянием.

Такие реакции могут возникать, к примеру, при внутримышечном введении раствора никотиновой кислоты.

Иногда лекарственный анафилактический шок ошибочно рассматривается как острое соматическое заболевание - инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, эмболия легочной артерии.

Это обусловлено наличием 5 клинических разновидностей лекарственного анафилактического шока:

Основные критерии правильной диагностики анамнестические данные, сочетание резкого угнетения сосудистого тонуса, дыхательной недостаточности с симптомами аллергического характера.

Первая помощь при афилактическом шоке

Первая помощь при анафилактическом шоке состоит из трех этапов.

Необходимо сразу вызывать скорую помощь. Затем следует узнать у пострадавшего, что вызвало аллергию. Если причиной является шерсть, пух или пыль, то нужно прекратить контакт больного с аллергеном.

Если причиной аллергии является укус насекомого или инъекция, то рекомендуется смазать рану антисептическим средством или наложить жгут выше раны.

Рекомендуется как можно быстрее дать пострадавшему антигистаминный (противоаллергический) препарат или сделать укол адреналина внутримышечным способом. После выполнения этих процедур пациента нужно положить на горизонтальную поверхность. Ноги надо поднять немного выше головы, а голову повернуть набок.

До приезда скорой помощи необходимо отслеживать состояние организма больного. Нужно мерить пульс и следить за дыханием. После приезда бригады скорой помощи медицинскому персоналу надо рассказать, когда началась аллергическая реакция, сколько времени прошло, какие медикаменты давали больному.

Оказание экстренной доврачебной помощи заключается в помощи медсестры при возникновении этого состояния.

Сестринский процесс осуществляется при подготовке к выходу пациента из состояния анафилактического шока.

Существует определенный алгоритм действий и тактика оказания помощи:

  1. прекратить введение лекарственного вещества-аллергена;
  2. вызвать врача;
  3. положить пациента на горизонтальную поверхность;
  4. убедиться в проходимости дыхательных путей;
  5. наложить холод на место введения укола или жгут;
  6. обеспечить доступ свежего воздуха;
  7. успокоить больного;
  8. провести сестринское обследования: померить артериальное давление, посчитать пульс, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений, померить температуру тела;
  9. подготовить лекарственные препараты для дальнейшего введения внутривенным или внутримышечным способом: адреналин, Преднизолон, антигистаминные препараты, Реланиум, Беротек;
  10. при необходимости интубации трахеи подготовить воздуховод и интубационную трубку;
  11. под контролем врача осуществить назначения.

Анафилактический шок, первая помощь медсестры от введения лекарств

Первая помощь медсестры при анафилактический шоке должна быть неотложной и интенсивной, проводиться на месте возникновения шокового состояния.

При этом алгоритм действий медсестры:

1. Прекратить введение лекарства, вызвавшего шок.

2. Уложить больного, голову его повернуть в сторону.

3. Ввести 1 мл 0,1% раствора адреналина в место инъекции лекарства, вызвавшего шок.

Если АД через 10-15 мин не поднимается, ввести повторно еще 0,5 мл; 4.

Ввести преднизолон внутримышечно из расчета 1-2 мг/кг массы тела (или 4-20 мг дексаметазона, или 100-300 мг гидрокортизона) или антигистаминные средства типа циметидина, 300 мг внутривенно.

Интенсивная противошоковая терапия

При отсутствии эффекта от обязательных противошоковых мероприятий проводится интенсивная терапия (желательно в специализированном отделении):

1. Делается венепункция (венесекция), и препараты вводятся внутривенно капельно или струйно, 1 мл 0,2% раствора норадреналина, или 1 мл 0,1% раствора адреналина,- или 1-2 мл 1% раствора мезатона в растворе глюкозы, дофамин. 5-20 мкг/кг/мин.

2. При асфиктическом варианте лекарственного анафилактического шока вначале вводится 2 мл 0,5% раствора изадрина, 1-2 мл 0,05% раствора алупента.

Если есть необходимость в реанимационных мероприятиях, то осуществляется закрытый массаж сердца, искусственное дыхание по способу “рот в рот”, интубация или трахеостомия, искусственная вентиляция легких с помощью дыхательных аппаратов.

В яремную или бедренную артерию вводится катетер для осуществления инфузионной терапии и введения противошоковых медикаментов.

Внутривенно применяется 4% раствор гидрокарбоната натрия из расчета 2-3 мл/кг массы тела. При остановке сердца внутрисердечно вводится адреналин.

При гемодинамическом варианте анафилактического шока основное внимание направляется на повышение АД и поддержание его на нормальном уровне. Это достигается введением кроме прессорных аминов достаточных доз глюкокортикостероидных гормонов и плазмозамещающих жидкостей.

Если отмечается церебральный вариант шока с признаками отека и набухания головного мозга, показаны диуретики, глюкоза, противосудорожные средства. При эпилептическом статусе внутривенно вводится 1-2 мл 2,5% раствора аминазина с 20 мл 40% раствора глюкозы или изотонического раствора натрия хлорида.

Если необходимо, добавляются димедрол и промедол.

При асфиктической форме шока с превалированием признаков бронхоспастического синдрома внутривенно вводятся бронхолитические средства (эуфиллин, сальбутамол, новодрин, алупент), кортикостероидные гормоны, диуретики. Следует отсасывать слизь из дыхательных путей электроотсосом, устранять западение языка, вводить кислород через носовой катетер.

После купирования лекарственного анафилактического шока в течение недели продолжается антигистаминная и кортикостероидная терапия с постепенным уменьшением доз.

Профилактика

Профилактика анафилактического щока требует всестороннего обследования больных перед назначением им лекарственных препаратов, детального изучения аллергологического анамнеза.

Следует также учитывать, что сенсибилизированность к лекарствам сохраняется длительное время после перенесенного анафилактического шока, из-за чего запрещается больным вводить препараты, которые они не переносят. Это касается также средств анестезирующего действия, ренттеноконтрастных препаратов.

Больным с отягощенным аллергологическим и фармакотерапевтическим анамнезом лекарственные препараты назначаются строго по показаниям, в случае крайней необходимости.

Проведение контактных лекарственных проб этим больным (на выявление аллергии) так же опасно, как и использование медикамента, поскольку при постановке пробы может развиться анафилактический шок.

Видео: Жить здорово! Анафилактический шок

 

кнопка - на вверх